понедельник, 30 июля 2007 г.

Новое о берестяных грамотах

На днях в "Вокруг Света" вышла интересная статья Константина Шурыгина ("Берестяная грамотность") о социокультурном феномене берестяных грамотах, с хорошими текстовыми подборками. Перепечатаю сюда несолько интересных кусков. Если понравится, то рекомендую сходить по ссылке.

...Ещё в начале XX века историки рассматривали население древнерусских княжеств как почти поголовно безграмотное. В это легко было поверить, поскольку в начале XX века основная масса населения РОССИИ не умела ни читать, ни писать. Представить, что в «Темные века» кто-то кроме князя или монашеского сословия знал грамоту, было совершенно невозможно.

В конце XIX века в НОВГОРОДЕ жил коллекционер Василий Степанович Передольский (1833–1907). Он собрал первую коллекцию берестяных грамот, про которые говорил, что это «письмена предков наших». Однако Передольскому никто не верил, и его считали чудаком.

В 1920-х годах музей Передольского был национализирован и всё, что составляло хоть какую-то ценность, было конфисковано. По заключению директора государственного Новгородского музея Николая Григорьевича Порфиридова, осматривавшего музей Передольского перед его закрытием, «большинство вещей не представляло особой музейной ценности». Первая коллекция берестяных грамот была безвозвратно утеряна.

Первая берестяная грамота была найдена 26 июля 1951 года почти случайно. Сегодня общее число найденных грамот достигло тысячи.Вопрос о подлинности грамот сразу отпал, вдобавок их научились читать. Разумеется, средневековый новгородец писал записки жене вовсе не высоким церковно-славянским штилем, а живым разговорным языком. В XI веке каждый писал, как слышал, поскольку первую грамматику русского языка напечатали лишь в начале XVII века. Именно по этой причине берестяные грамоты, написанные на разговорном языке, несут бесценную и неповторимую запись средневековых говоров и диалектов. Разумеется, был зафиксирован и исконный русский мат.

Благодаря тому, что Новгород находится в очень сыром месте с высокими грунтовыми водами, все, что падало на землю, быстро втаптывалось в сырую грязь и консервировалось навеки. Тем более что береста практически не гниет и обладает антисептическими свойствами. Несколько лет назад, когда берестяные грамоты выставлялись в ШВЕЦИИ, одна местная газета написала: «Когда наши предки высекали на камне руны, славяне уже писали друг другу письма».

Так о чем же писали друг другу славяне? Полный свод найденных берестяных грамот с текстами и фотографиями был выложен в 2006 году в Интернете на сайте
«Древнерусские берестяные грамоты».
  • Грамота 765 написана в 1240–1260 годах. «Поклон от Данила брату Игнату. Брат, позаботься обо мне: хожу ведь голый — ни плаща, ни иного чего! ... А госпожа мне ничего не пожаловала. Умилосердись же, брат, дай мне место на задворках: нечем кормиться. Кланяюсь тебе».

Из таких грамот становилось понятно, что письма писали не только богатые бояре. Грамотными были практически все слои новгородского общества. У каждого были свои проблемы — как говорится, у кого-то щи пустые, а у кого-то жемчужок мелковат.

  • Грамота 53 написана в 1320–1340 годы, в самый разул монголо-татарского ига на Руси. Что же такого срочного сообщает рядовой новгородец жене? «Поклон от Петра Марье. Я скосил луг, а озеричи (жители деревни Озера) у меня сено отняли… ».

О чем же просил Петр? Можно было бы предположить, что муж просил жену созвать сельчан вооружиться вилами и бежать на подмогу, чтобы силой вернуть отобранное. Все же на дворе Средние века, вроде как царит Faust recht, кулачное право. Однако средневековый крестьянин просит жену сделать совершенно невероятное: «…Спиши копию с купчей грамоты да пришли сюда, чтобы было понятно, как проходит граница моего покоса».

Одна эта фраза раскрывает неожиданную картину. У грамотного крестьянина — грамотная жена, которая умеет читать и писать. У них есть купчая грамота на землю. Хозяйственные споры решаются не мордобоем, а разбором документов. А копия с купчей грамоты (вполне возможно — копия именно на бересте) признается сторонами решающим аргументом. Всё это несколько переворачивает наши представления о «Темных веках»...

Были найдены и любовные записки. Из них становилось ясно, что женщина в Новгороде была не забитым домашним существом времен Домостроя, а совершенно свободным равноправным партнером. Жена зачастую посылала мужу «приказы» и вела денежные дела. Вдобавок женщины часто сами выбирали себе мужей и даже назойливо домогались объектов своей страсти.

  • Любовная грамота 752 1100−1120 года: «Я посылала к тебе трижды. Что за зло ты против меня имеешь, что в эту неделю ты ко мне не приходил? А я к тебе относилась как к брату! Неужели я тебя задела тем, что посылала к тебе? А тебе, я вижу, не любо. Если бы тебе было любо, то ты бы вырвался из-под людских глаз и примчался… хочешь ли, чтобы я тебя оставила? Даже если я тебя по своему неразумению задела, если ты начнешь надо мною насмехаться, то пусть судит тебя Бог и я».

Реакция возлюбленного, получившего это послание, была своеобразна. Письмо было в сердцах разрезано ножом, обрывки завязаны в узел и выброшены в кучу навоза.

Когда же перестали писать берестяные грамоты? Тут мнения расходятся.
Некоторые историки утверждают, что после присоединения Новгорода к Москве писать грамоты не перестали. Просто с московскими властями пришел прогресс, и все горожане вместо бесплатной бересты, которая всегда под рукой, стали писать на дорогой покупной бумаге, которая в земле уже не сохраняется.

Были высказывания, что берестяные грамоты продолжали писать и позднее падения Новгородской республики. Однако при Екатерине II в городе провели дренажные работы, верхние слои культурного слоя подсохли, и грамоты позднее конца XV века истлели в пыль равномерно по всей территории культурного слоя.

Были и такие мнения, что после того, как Иван III отобрал у новгородцев их земли, нужда во всякой переписке и вовсе исчезла. Городским жителям стало бессмысленно переписываться с управляющими их несуществующих владений.

Хотя возможно, правы те, кто считает, что берестяные грамоты исчезли вместе с их авторами. Тут надо вспомнить и выселение 2000 новгородских жителей Иваном III из Новгорода. И церковные преследования новгородских «ересей» сопровождавшиеся казнью еретиков. И разгром Новгорода опричниками Ивана Грозного с уничтожением Новгородского архива. И более позднюю шведскую оккупацию. И продовольственный кризис, и жестокий голод. Пришли другие времена и нравы, и Новгородские земли стремительно опустели. Так, при составлении «дозорных книг», переписи населения, в 1614 году выяснилось, что Новгородские земли практически вымерли: население Бежецкой и Деревской пятин (провинций - Posadnic) составляли всего лишь 4% и 1,5% от численности 1500 года.

2 комментария:

platongrant комментирует...

ДА ТЫ УМНИЦА!!!СПАССПАС!!!

ПОСАДНИК Твердислав комментирует...

Всегда пожалуйста:)